Как сделать погреб в гараже: варианты
Как сделать погреб в гараже своими руками?
Обосновывая целесообразность объединения погреба и гаража, обычно указывают такие преимущества: нет необходимости расчищать к нему дорожку от снега, возможность использования его в качестве смотровой ямы и рациональное использование придомовой территории.
Считается, что лучшим вариантом погреба для гаража будет заглубленный вариант с бетонными или кирпичными стенами.
Единственным преимуществом, которое дает погреб в гараже, можно считать экономию территории.
С первыми двумя утверждениями согласиться трудно. Сейчас многие владельцы современных легковушек пользуются услугами СТО, и иметь яму в гараже нет необходимости. И совершенно неубедительно обоснование, что если совместить его с гаражом, то существенно выиграешь на уборке снега.
Какой погреб нужен в хозяйстве?
Классическая схема строительства подвала.
Отвечая на поставленный вопрос, будем ориентироваться на обычный сельский погреб, в котором издавна длительное время хранили все, что запасали на зиму.
Как сделать подвал в гараже, в котором можно длительное время хранить запасенные на зиму продукты? Такое хранилище под силу построить своими руками и на подворье. Планируя сделать погреб в гараже, необходимо учесть определенные требования, чтобы условия хранения соответствовали тем, которые были и в сельских.
Из всех видов погребов для гаража подойдет только заглубленный вариант с бетонными или кирпичными стенами.
Проект погреба в гараже.
Железный погреб как вариант рассматривать нет смысла, так как их сейчас практически не применяют.
Прежде чем решить, как сделать погреб надежным, необходимо знать характеристики грунта и глубину его промерзания. Для заглубленного варианта существенное значение имеет уровень залегания грунтовых вод, так как его пол должен находиться выше этого уровня не менее чем на 70 см. Если это условие выдержать нельзя, то избежать сырости в хранилище вряд ли удастся. Не поможет никакая гидроизоляция.
В плотном грунте и при низком уровне залегания вод, в заглубленном погребе, построенном на подворье, стены можно не обшивать. Но погреб в гараже должен иметь обшитые стены. Их можно обшить шифером, но только отечественного производства, который абсолютно безвреден для человека.
Влияние грунтовых вод при высоком уровне их залегания можно нейтрализовать, только построив стены из бетона или кирпича с применением наружной гидроизоляции.
Для нейтрализации влияния низкой температуры от промерзшей земли делаем погреб утепленным, и в то же время в нем необходимо обеспечить постоянный приток свежего воздуха. В подвале необходимо обеспечить такие климатические условия:
- относительная влажность 80-90%;
- температура 5-10˚С.
Размеры хранилища зависят от количества членов семьи. Для подвала на крестьянском подворье это особого значения не имеет, а в гараже на размеры будут сказываться определенные ограничения. На троих членов семьи достаточно площади 2×2 или 2×2,5 м. Высота же, независимо от количества едоков, обычно не превышает 2 м. То есть его объем не превысит 10 м3.
Строим вначале погреб, а над ним гараж
Правильная вентиляция в погребе.
Удобно и рационально строить вначале погреб, а затем над ним делать гараж. Планируя такую последовательность работ, имеется возможность продумать до мелочей весь процесс строительства. Даже при строительстве смотровой ямы (не самого сложного объекта) могут возникнуть проблемы, если предварительно не продумать, как ее строить.
Смотровая яма. Начнем с того, что лучше ее не строить, если владелец автомобиля самостоятельно не собирается его обслуживать или ремонтировать. Если же планируют выполнять техобслуживание самостоятельно, то яма необходима. Ее желательно делать кирпичной и хорошо изолированной от грунта. Это уменьшит вероятность образования влаги, в дополнение к конденсату, который неизбежно образуется в нижней части автомобиля. Если вход в погреб планируют через смотровую яму, то для уменьшения влияния сырости дверь в него должна закрываться плотно.
Смотровую яму можно делать вдоль или поперек гаража. Для определения ширины ямы для вашего автомобиля необходимо из ширины межколесного расстояния вычесть 30-50 см. Обычно же достаточно ширины 80-90 см. При узком гараже, возможно, придется смещать яму так, чтобы из машины, стоящей над ней, можно было свободно открыть водительскую дверцу.
О фундаменте. Прежде чем перейти к строительству погреба, необходимо разобраться с фундаментом. Так как хранилище обычно делают в кирпичных гаражах, то фундамент должен быть прочным и заглубленным примерно на 20 см ниже уровня промерзания грунта в районе строительства. Например, для Подмосковья эта глубина составит 1,35 м, а с учетом песчаной прослойки толщиной 20 см траншею под фундамент необходимо рыть на глубину 1,6 м. Ширина фундамента должна быть примерно на 30% больше ширины кирпичной стены.
http://youtu.be/6mInDEJmkrs
Поскольку потолочное перекрытие будет опираться на фундамент, то эту дополнительную нагрузку необходимо учитывать при определении площади основания фундамента.
Погреб. При определении порядка строительства необходимо рассмотреть два варианта потолочного перекрытия: стандартными плитами или монолитной плитой, создаваемой самостоятельно. Независимо от этого он должен быть хорошо вентилируемым и максимально водонепроницаемым.
Варианты с перекрытием стандартными плитами
Чертеж приточно-вытяжной вентиляции в погребе.
Стандартные плиты, которые могут практически потребоваться, можно приобрести любого размера по длине, начиная от 1790 мм. Ширина и высота плит стандартная: 990×220 мм. Отклонения по длине составляют 10 мм, по ширине – 6 мм и по толщине – 5 мм.
Особенно важно определиться с длиной панели. Ее необходимо подбирать так, чтобы панель перекрыла ширину гаража с учетом опорной плоскости на фундамент не менее 150 мм, то есть следует рассчитывать, что какая-то из плит может иметь длину, равную, например, 1780 мм. У такой плиты ширина опорной поверхности окажется меньше, чем требуется.
Подбирая площадь погреба, необходимо иметь в виду, что расстояние между стеной погреба и фундаментом должно быть не менее 500 мм. Следовательно, длина плита Dпл (мм) должна быть равна:
Dпл = Dгар+150×2,
где Dгар – внутренняя ширина гаража, а ширина Dпогр (мм) будет равна:
Dпогр = Dгар-500×2.
Количество плит определяем исходя из длины погреба. Для длины 2,5 м потребуется максимум 4 плиты.
Необходимо также иметь в виду, что для укладки панели, кроме крана и крановщика, потребуется еще два человека. Плиту следует укладывать на цементный раствор. Швы между плитами заполняют также цементным раствором, делая потолок монолитным.
По полученным размерам роют котлован глубиной 2 м. Так как грунт будет не очень сырым, поскольку грунтовые воды далеко, то стены делаем кирпичными, толщиной в полкирпича. Оставляем в нужном месте проем для входа в погреб.
http://youtu.be/b0CNDpjXpYg
Еще до кладки кирпича на расстоянии 500 мм от потолка вглубь стены рыбацким буром делаем отверстия диаметром 100 мм длиной 1,2 м. Одно отверстие бурим ближе к стене, в которой будет выход из погреба, второе – на противоположной стене по диагонали. Закладываем трубы для вытяжной и приточной вентиляции.
На пол укладываем щебень, создавая подушку толщиной примерно 10-15 см, и пропитываем ее битумом. К стенам также приклеиваем пропитанную битумом мешковину, купоросим их и белим известковой побелкой.
Теперь, отступив 0,5 м от стены, роем траншею под фундамент. Строим ленточный фундамент и на него укладываем плиты.
Варианты погреба с монолитным потолочным перекрытием
Съема потолочного перекрытия.
В этом варианте вначале делаем фундамент. После того как фундамент будет выведен до нулевой отметки, делаем монолитное перекрытие. Технология изготовления такого перекрытие облегчается тем, что нет необходимости делать горизонтальную опалубку и удерживать ее деревянными стойками или телескопическими опорами, – опалубкой является грунт.
Между фундаментом хорошо выравниваем поверхность и укладываем арматуру. Стальная арматура должна иметь диаметр 10-12 мм. Ее можно между собой сваривать или связывать вязальной проволокой.
С внешней стороны фундамента (с трех сторон) делаем опалубку такой высоты, чтобы толщина плиты после заливки составила примерно 20 см. С четвертой стороны опалубка должна находиться над будущим входом в погреб. Заливаем арматуру бетоном. Бетон должен быть марки не ниже 350. После заливки бетон уплотняем и ждем его надежного застывания.
Теперь следует выкопать землю под плитой. При этом вертикальные стены должны быть не ближе 0,5 м от фундамента. Для ориентирования необходимо перед заливкой бетона забить металлический стержень (заточить арматуру), чтобы он немного выступал над поверхностью плиты. Штырь нужно забивать посредине между боковыми частями фундамента и на расстоянии 0,5 м от его торцевой части (будущая задняя стенка гаража).
Землю убирать следует начиная с центра и до тех пор, пока не будет виден забитый стержень. Теперь можно будет легко определиться, до каких пор можно выбирать, чтобы до фундамента осталось не менее 0,5 м. После выравнивания его вдоль стен и на полу выполняем те же работы по гидроизоляции и побелке.
http://youtu.be/y7OFP2IOSAs
Погреб в гараже целесообразно делать, если нет близко грунтовых вод. Иначе возникнут такие проблемы с его осушением, что проще сделать хранилище в незаглубленном варианте. А такая возможность есть. Кроме того, дренаж потребует дополнительное оборудование. Нужны будут насосы для откачки воды и система управления ими.